Общие впечатления о работе отличные. Ссылочный профиль растет!
Ссылочный взрыв⚔️ Друг или враг вашему сайту
В нише поисковой оптимизации много терминов, которые обросли пластом мифов. Например, вебмастеры и SEO-специалисты часто спорят по поводу линкбилдинга. Если необходимость наращивания ссылочной массы никто не отрицает, то понятие «ссылочный взрыв» вселяет опасения в сознание многих оптимизаторов.
Опытные SEO-специалисты и вебмастеры передают свои знания новичкам и большинство из них говорят о том, что надо всеми средствами избегать ссылочного взрыва. Особенно, если продвигаемый сайт только начинает набирать траст в поисковых системах.
В этой статье мы развеем один из самых крепких SEO-мифов. Покажем, что ссылочный взрыв не всегда приносит вред сайтам. Более того, расскажем как спровоцировать естественный ссылочный бум, чтобы обойти конкурентов по нише🤐
Что такое ссылочный взрыв
Ссылочный взрыв («бум») — резкое увеличение количества обратных ссылок на продвигаемый ресурс. Важны не столько цифры, сколько динамика. К примеру, если проект запустили только месяц назад и в первую неделю на него сослались сотни сайтов, это нельзя назвать взрывом.
Ссылочный бум проявляется в резких пиках на графике. Например, в январе в профиле было всего 2 донора и 10 бэклинков, а в середине февраля доноров стало 2 000, а бэклинков 10 000. Резкий рост ссылочной массы привлекает внимание алгоритмов и вместо увеличения видимости, проект может попасть под санкции.
Начинающим SEO-специалистам важно понять, что ссылочный взрыв — не всегда плохо. Если он создается под контролем, последствия могут быть только позитивными. Результат сложно предсказать заранее, но если ссылки качественные, есть все шансы не только защититься от санкций, но и получить буст в SERP.
Ссылочный взрыв ассоциируется с санкциями Гугла, потому что 10 лет назад SEO-специалисты манипулировали алгоритмами ранжирования и пользовались тем, что они были откровенно слабенькими. В те далёкие времена можно было вывести проект в ТОП за пару дней списком ключевых слов на странице и проставлением ссылок с форумов.
В 2012 году Google выпустил фильтр для борьбы с искусственным наращиванием ссылок и манипулированием алгоритмами с помощью ссылочной массы — Google Penguin. С того времени его уже много раз улучшали, но даже сейчас он не всегда правильно реагирует на резкий рост количества бэклинков.
«Пингвин» оценивал не только ссылочную массу, но и следил за переспамом ключевыми словами. Таким образом Гугл перекрыл кислород вебмастерам, которые использовали быстрый и агрессивный линкбилдинг, и спамили ключам.
Сейчас алгоритмы стали более сложными и получить позиции по жирным ключам за счёт сотни ссылок за короткое время не получится. Поэтому не стоит переживать, если за месяц количество линков увеличилось на 100%. Это нормальная ситуация как для молодых сайтов, так и для проектов с историей.
Как обнаружить ссылочный взрыв
Самый простой способ зафиксировать ссылочный взрыв — проанализировать график ссылочной массы. Вебмастеры привыкли использовать сервисы для анализа обратных ссылок, но этого недостаточно, чтобы оценить ситуацию в комплексе.
Надо обязательно проанализировать данные из Google Search Console, чтобы убедиться, что поисковая система в ходе последнего апдейта проиндексировала большое количество ссылок, что и послужило причиной ссылочного бума.
Пошаговая инструкция:
- откройте Ahrefs / Serpstat или любой другой сервис с актуальной базой ссылочной массы;
- выставьте на графике нужный период;
- проанализируйте динамику;
- найдите инструменты проверки ссылочной массы;
- ознакомьтесь с данными и сделайте выводы.
В теории, то, что мы видим на графике, нельзя считать ссылочным бумом, потому что динамика стабильная и в разрезе нескольких месяцев нет периодов, когда показатели сильно уходят вниз. Поэтому говорить о ссылочном взрыве будет некорректно.
Главная ошибка вебмастеров заключается в том, что они смотрят цифры в одном сервисе и забывают о том, что у каждой площадки своя методология учёта ссылок. Именно поэтому между данными может быть колоссальная разница.
У Гугла своя база обратных ссылок, которая обновляется с периодичностью. Сильно ориентироваться на данные в консоли для вебмастеров тоже не стоит, потому что они могут меняться с задержкой. Но заглянуть в них точно стоит. Как минимум, чтобы сопоставить цифры.
Виды ссылочного взрыва
В SEO, как в жизни — у каждого понятия две стороны медали. Ссылочный взрыв иногда наносит непоправимый ущерб трасту сайта, а в некоторых случаях ускоряет рост и позволяет обойти конкурентов. Всё зависит от качества новых доноров и методах проставления ссылок.
Естественный ссылочный взрыв
Естественный ссылочный взрыв — самое лучшее, что может случиться с вашим сайтом. Особенно, если за него не пришлось выложить несколько тысяч долларов. Спровоцировать такой бум сложно, но использовать один из катализаторов могут даже вебмастеры с ограниченным бюджетом.
Естественный ссылочный взрыв в большинстве случаев создаётся не по воле владельца сайта, а возникает сам по себе. К примеру, на сайте выложили интересную статью и через пару дней о ней написали сотни других проектов.
Или вебмастер создал уникальный сервис, который попал в поле зрения средств массовой информации. Кроме внимания аудитории, сайт получает сотни и даже тысячи бэклинков с трастовых доноров. Правда, многие из них проставлены с атрибутом nofollow.
Искусственный ссылочный взрыв
Искусственный ссылочный взрыв — это почти всегда массовый прогон по некачественным каталогам и проставление линков с заспамленных доноров. Вебмастер использует все доступные каналы, чтобы за короткий срок получить как можно больше упоминаний. Ему без разницы насколько качественные доноры. Главное, чтобы вместо сотен доноров в профиле появились тысячи или десятки тысяч.
Очевидно, что при такой схеме работы качество ссылок вообще не учитывается. Поэтому искусственный ссылочный взрыв — прямой путь к фильтрам поисковых систем. Надо отдать алгоритмам должное: они частенько накладывают санкции по делу и отличают естественные упоминания от массовых прогонов.
Ссылочный взрыв принесёт пользу, если:
- ссылки пришли с трастовых доноров;
- нет переспама коммерческими анкорами;
- механики размещения отличаются;
- доноры, релевантные тематике основного сайта;
- нет резкого оттока бэклинков через несколько месяцев после остановки ссылочного бума.
Google тратит огромные ресурсы, чтобы сделать алгоритмы умными и вставлять «палки» в колёса тем, кто хочет пролезть в ТОП любыми путями и не боится лобового столкновения.
Поэтому однотипные бэклинки, массовый спам анкорами и отсутствие минимального пересечения продвигаемого ресурса с донорами — маркеры, которые запускают процесс глубокого анализа.
Последствия ссылочного взрыва для сайта
Резкий рост обратных ссылок не всегда сразу приводит к падению позиций и ухудшению видимости в выдаче. Иногда алгоритмы несколько месяцев следят за подозрительным проектом и принимают решение только после дополнительной проверки.
Ссылочный взрыв тесно связан с мифом о том, что молодым сайтам в первые месяцы надо сидеть «тише воды и ниже травы». Хотя некоторые опытные SEO-специалисты без сомнений говорят о том, что контролируемый ссылочный бум может стать спасательным кругом в конкурентных нишах.
К примеру, на международных продвинуть сайт без ссылок практически невозможно. Особенно, если речь идёт о жирных тематиках, где сайты сидят в ТОПе годами. Новым проектам иногда дают буст, но надеяться только на качественный контент нельзя. Бирж ссылок в привычном понимании там нет.
Позитивный сценарий для естественного ссылочного взрыва не несёт ничего плохого. Если у алгоритмов нет претензий к качеству, проект получит профит. Это может быть постепенное улучшение видимости или резкий скачок позиций по всем запросам.
В справке Google для вебмастеров чётко написано:
Отметьте, что наши алгоритмы могут отличать естественные ссылки от неестественных. Естественные ссылки на ваш сайт появляются в силу свойственной Интернету динамики, когда владельцы других сайтов обнаруживают на вашем сайте полезное содержание, которое, по их мнению, может заинтересовать их посетителей. Искусственные ссылки на сайт размещаются специально, чтобы Google считал его более популярным, чем на самом деле.
Если рассматривать негативный сценарий искусственного ссылочного взрыва, последствия для проекта могут быть самыми печальными:
- падение позиций по всем страницам, а не только посадочных, на которые ставили ссылки;
- масштабное уменьшение видимости в нише;
- появление санкций в Серч Консоли;
- пересчёт ссылочного веса площадки из-за спамных SEO-ссылок.
Заранее предугадать последствия ссылочного взрыва невозможно. Конечный результат зависит от большого количества факторов. Допустим, владелец проекта не занимался «черным линкбилдингом» и закупался только крауд-маркетингом, сабмитами и аутричем. А по итогам месяца заметил трафик с подозрительных ресурсов.
Он копнул глубже и увидел, что появились упоминания с линкопомоек, дорвеев, сателлитов и проектов плохого качества. Даже в таком случае невозможно узнать, как поведут себя алгоритмы. Можно написать в поддержку для спокойствия, но как говорит Google: «решение принимают автоматизированные алгоритмы, на основе совокупности факторов».
Постоянно анализируйте ссылочный профиль и если обнаружите подозрительную активность, не спешите удалять сайт с хостинга. Даже происки со стороны конкурентов не всегда приносят желаемый результат. Если они закупили 5 000 ссылок с хрумера с одинаковыми анкорами, нет гарантий, что Google наложит за них санкции на все посадочные.
Как спровоцировать естественный ссылочный взрыв
Если любите рисковать и хотите получить новый опыт, можно спровоцировать естественный ссылочный взрыв. Понадобится всего 2 компонента: инфоповод и каналы для распространения информации. А дальше срабатывает «эффект домино» — на сайт ссылается один ресурс и остальные за ним повторяют.
Равномерное увеличение ссылок не всегда даёт хороший буст в выдаче, а большое количество ссылок с трастовых доноров может «взломать» все алгоритмы, которые не дают молодым сайтам выйти из песочницы.
Самый короткий путь к естественному ссылочному взрыву — ситуативный и креативный маркетинг.
Секрет создания естественного ссылочного взрыва — хороший инфоповод и немного рекламы на старте. Подготовьте вызывающую / очень полезную статью с интеграцией своего проекта, опубликуйте её на популярной площадке и следите за процессом дистрибуции. Есть вероятность, что с первого раза ничего не получится, но зато будет ценный опыт.
Если не хотите вникать в особенности креативного и ситуативного маркетинга, можно использовать безопасные методы линкбилдинга на больших объемах: крауд заказать, купить пакеты обратных ссылок с трастовых локальных каталогов, job-сайтов и соцпрофилей и т.д. Так тоже можно спровоцировать ссылочный взрыв.
Что делать после ссылочного взрыва
Независимо от природы ссылочного бума, нельзя бросать ситуацию на самотёк. Если получили естественный ссылочный взрыв или постарались недобросовестные конкуренты, принцип действий примерно одинаковый — качественный линкбилдинг.
Если размещения плохого качества, постарайтесь хотя бы частично перекрыть их естественными ссылками. Для этих целей отлично подойдет крауд-маркетинг, сабмиты и более сложные способы: гостевой постинг, аутрич, Link Insertion. Важно показать, что на проект ссылаются трастовые доноры и развитие продолжается.
Даже если линки хорошие и ссылочный взрыв естественный, дополнительные размещения тоже не помешают. Это поможет Google увидеть, что проект не стоит на месте и на него ссылаются не только в рамках конкретного инфоповода, а упоминания равномерно распределяются на все посадочные.
Теперь вы знаете, что не надо бояться ссылочного взрыва. Наращивайте качественные бэклинки, а не пытайтесь всеми силами избежать массового и неконтролируемого появления новых ссылок.
Читайте кейсы SEO-продвижения и линкбилдинг отзывы, чтобы оценить результативность грамотного линкбилдинга для сайта.
Напишите в комментариях о своём отношении к ссылочному взрыву. До этого момента боялись его или постигли дзен и уже смогли провоцировать естественный бум🙊?