
Очень доволен работой с сервисом Referr. Гибкие тарифы и индивидуальный подход к каждому проекту. Качественные крауд-ссылки с трастовых сайтов и форумов, помогающих усилить ссылочный профиль и разбавить его!
Работа с SEO-специалистом или студией на аутсорсе не всегда проходит гладко. Если спросить клиентов о том, что им не нравится больше всего, большинство ответят: бесполезные SEO-отчёты. В них нет важной информации, они сделаны по шаблону и при анализе не складывается впечатление, что подрядчик провёл масштабную работу.
Специфика поисковой оптимизации такова, что исполнитель обычно не может дать гарантий на позиции, трафик, увеличение длительности визита и другие факторы, результат которых зависит не только от него или его команды. Зоной ответственности подрядчика остаются выполнение договорённостей и регулярные SEO-отчёты.
В новой статье Referr расскажет, как создавать отчёты по SEO. Подробно разберём, что должно быть в документе, как его оформлять и выбирать метрики для отслеживания.
SEO-отчёт — документ, в котором оптимизатор или веб-студия отчитывается о результатах за предыдущий отчётный период, показывает динамику развития проекта и намечает план работы на следующий период.
В теории, отчёт по SEO должен быть таким, чтобы после ознакомления с документом у заказчика не было вопросов по качеству предоставленных услуг. Но правда в том, что многие подрядчики генерируют стандартные отчёты в сервисах, добавляют в список планируемых задач 5-10 пунктов и ждут поступления денег на счёт.
Если клиент хотя бы немного понимает тонкости SEO-оптимизации, он сможет найти неточности в отчёте и задумается о компетентности компании или самостоятельного специалиста. А вот если речь идёт о предпринимателе, погруженном в свой бизнес, то из-за отсутствия знаний он может платить за «продвижение» ни один месяц.
Основная польза отчёта для клиента — не сколько объем проделанной работы, сколько полученный результат. Например, если расписать в документе, что было собрано семантическое ядро, повышена плотность пассажей и созданы тексты с элементами LSI, многие заказчики не поймут, о чём идёт речь.
Компетентные SEO-специалисты и надёжные веб-студии в отчётах фокусируют внимание на важных показателях и показывают комплексную ситуацию по проекту. А в конце кратко рассказывают о том, что будут делать для улучшения видимости в органической выдаче в следующий месяцы или месяцы.
Польза отчёта для клиента | Польза отчёта для подрядчика |
Мониторинг динамики развития сайта | Демонстрация проделанной работы |
Подтверждение целевого расхода средств | Советы по улучшению показателей |
Контроль качества предоставляемых услуг | Долгосрочное планирование задач |
Принятие решения о продолжении сотрудничества | Анализ проблем, ситуации в нише и достижений |
На практике часто случается так, что отчёт не даёт никакой полезной информации, а при чтении каждого пункта у заказчика возникает логический вопрос: «А что мне это даёт?». Подрядчику надо сделать всё, чтобы документ был как можно более полезным.
Если задать этот вопрос предпринимателям или владельцам информационных сайтов, большинство ответят: «После прочтения хорошего отчёта не должно остаться впечатление, что меня обманули».
Отличить хороший SEO-отчёт от плохого очень просто. Если подрядчик добавляет в документ выгрузку цифр из систем аналитики и других сервисов на 30 страниц, а в списке выполненных задач всего 3-5 очевидных пунктов, рассчитать на его компетентность не стоит.
В полезном для клиента отчёте должна быть информация о проекте, которая ему действительно важна. Не динамика позиций по 1000 ключам, а краткая сводка с описанием достигнутых результатов. Это правило касается и других параметров сайта.
Плохой отчёт | Хороший отчёт |
Список работ без пояснений и обоснования целесообразности выполненных задач | Много текстовой аналитики, скриншотов и графиков |
Отсутствие сравнения ситуации до и после | Изменения в формате «было-стало» |
Каждый пункт сделан в стиле «так надо» | Не возникает вопрос: «Зачем это?» |
Фокус на позициях всех собранных ключей | Комплексная ситуация по сайту |
Шаблонные действия из предыдущего периода | Разные данные каждый месяц |
Отсутствие информации об успехах конкурентов | Комплексная оценка ситуации в нише с информацией о конкурентах |
Отчёт не учитывает особенности проекта | Кроме позиций есть данные по KPI |
Нет рекомендаций по улучшению сайта и пользы от предложенных изменений | Список рекомендаций с подробным объяснением |
Если новый подрядчик прислал отчёт, а в нём всего 2-3 страницы, не спешите разрывать договор. Иногда такие документы оказываются более качественными, чем бесполезные файлы на 30 страниц, при чтении которых каждое предложение хочется подвергнуть критике.
В открытом доступе много примеров SEO-отчетов и большинство из них предназначены для коммерческих проектов. Оптимизаторы редко берут на продвижение информационные проекты или SaaS-сервисы, поэтому готовые шаблоны под такие ресурсы сложно найти.
Важно понять, что каждый отчёт — подтверждение выполненной работы «под ключ» с цифрами, фактами и другими данными. Он необязательно должен быть похож на шаблоны или документы, которые клиенту присылал предыдущий подрядчик.
Второй важный момент — заказчик может попросить внести правки в документ. Например, добавить раздел с подробным отчётом о продвижении главных конкурентов ниши или поставить в конец выгрузку финансовых показателей из Google Analytics.
Для SEO-специалистов отчёт — не только подтверждение того, что он получает деньги за работу. Каждый отчёт должен быть таким, чтобы у заказчика не возникало ощущение бесполезности. Если после знакомства с документом клиент видит, что динамика есть, мета-теги никто не переписывает по 10 раз, а конкуренты стали чувствовать себя хуже — он будет заинтересован в сотрудничестве.
Как таковых обязательных элементов для SEO-отчётов нет, потому что у каждого проекта индивидуальные особенности. Например, аналитика позиций может быть бесполезной, если сайт 10 лет продвигается в нише и уже получил максимальную видимость.
Поэтому предлагаем список рекомендуемых компонентов для отчёта:
Посмотреть отчёт в Google Analytics может любой предприниматель, как и выгрузить его в формате Excel. В SEO-отчётах должны быть конкретные действия и фокус на ключевых метриках, которые отражают эффективность продвижения проекта.
Нужны ссылки для продвижения сайта в Google? В Referr вы можете заказать крауд, ссылки с сабмитов, гостевые посты, линкбилдинг под ключ, а также эксклюзивные линки для международных проектов в рамках услуги Link Insertion. Читайте линкбилдинг кейсы и отзывы о Referr, чтобы убедиться в эффективности наших стратегий.
Выбор метрик и ключевых показателей эффективности (KPI) должен выполняться с учётом особенностей проекта. Если речь идёт об информационном сайте, то на первом месте позиции и трафик, а интернет-магазинам важны финансовые показатели.
Например, если по итогам продвижения конверсия увеличилась на несколько пунктов благодаря росту времени визита — это должно быть в отчёте о продвижении коммерческой площадке. А не то, что SEO-специалист 3 раза переписал мета-теги, полная таблица изменённых title + description, и другая второстепенная информация.
Подготовили список важных метрик и показателей эффективности для коммерческих проектов. Для информационных сайтов можно ориентироваться на первую колонку, потому что KPI из второй для таких проектов актуальны в редких случаях.
Метрики | Финансовые KPI |
Видимость по семантическому ядру | Достижение целей (конверсии) |
Динамика переходов из поисковых систем в сравнении с предыдущим периодом | Стоимость посетителя в разрезе источников трафика |
Объем брендового трафика | Стоимость лида |
Количество новых и утраченных бэклинков | Средний чек |
Динамика поведенческих факторов | ROI (опционально) |
Главная ошибка многих предпринимателей при сотрудничестве с подрядчиками по SEO заключается в том, что они не принимают участие в работе, а просто смотрят отчёты в конце месяца и выражают недовольство по отношению к действиям оптимизатора.
Если хотите продвинуть интернет-магазин или информационный проект, перед началом сотрудничества согласуйте с подрядчиком метрики для отслеживания и ключевые показатели эффективности. Понятно, что SEO-специалисты редко дают гарантии, но по крайней мере в отчётах не будет странных цифр.
Каждый отчет по SEO-продвижению индивидуальный, поэтому набор используемых инструментов может сильно отличаться. Но есть важные сервисы, данные из которых помогают делать отчёты информативными и полезными.
Независимо от формата проекта, статистика посещаемости, динамика бэклинков и другие стандартные наборы данных пригодятся в отчёте. Большинство задач выполняются в специализированных сервисах, а потом остаётся просто выгрузить из них информацию и собрать воедино.
Популярные бесплатные инструменты для создания seo-отчета:
Список выше можно ещё долго расширять, но бесплатных инструментов не так много. Например, для коммерческих проектов много полезных цифр дают системы сквозной аналитики, но не везде есть бесплатный тариф, которым можно пользоваться на постоянной основе.
На рынке относительно недавно появились SaaS-платформы для автоматизированного создания отчетов по SEO-оптимизации. Некоторые платформы предлагают не только большое количество интеграций, но и брендирование.
Сервисы решают глобальную задачу, но в каждом случае возможности могут сильно отличаться, как и подход к работе с отчётами. Например, в некоторых платформах из списка создание отчётов — один из десятков модулей.
Cервис, который специализируется не только на отчётах. Это популярная зарубежная платформа для SEO-аудитов, отслеживания PPC-кампаний, мониторинга обратных ссылок и решения других важных задач.
Главные особенности:
Цены:
Есть триал-версия на 14 дней.
Многофункциональный десктопный инструмент для ежедневных SEO-аудитов с неплохими отчетами.
Основные возможности:
Netpeak Spider умеет сохранять пользовательские настройки сканирования, фильтров и сегментов, а также предоставляет готовые шаблоны. Отчёты можно выгружать в форматах CSV, XLSX и PDF, с возможностью сохранения сортировки, группировки, ширины столбцов и порядка.
Цены:
Есть триал-версия на 14 дней.
Если предприниматель продвигает интернет-магазин или коммерческий проект с привязкой к определённому региону, кроме стандартных метрик вроде посещаемости сайта, будет полезно добавить в отчёт бизнес-показатели.
Речь идёт о данных из сервиса Google My Business.
Статистика из сервиса для бизнеса показывает динамику популярности компании, количество звонков, прокладываний маршрутов, переходов на сайт и других важных метрик, которые стоит отслеживать.
Какие атрибуты можно добавить в отчёт по SEO:
Выгружать все диаграммы и графики из Google My Business необязательно. Важно видеть динамику, чтобы оперативно находить проблемы. Например, выяснить, почему профиль компании потерял много позиций в поиске на картах.
Сборка отчётов вручную в PDF-редакторе — рутинная и затратная по времени задача, которая понравится далеко не всем. Особенно если надо объединить данные из разных сервисов, привести их к единому стилю и периодически вносить изменения в структуру документа.
На помощь приходит система для создания интерактивных дашбордов Google Looker Studio. Она выступает в роли приёмника данных и конвертера — использовали нужный коннектор для импорта цифр, выбрали подходящий график или диаграмму и наслаждаетесь результатами.
Отметим, что Looker Studio идеально подходит для создания отчетов о проделанной работе по SEO когда нужны интерактивные графики. Например, агентство может собрать документ для клиента, предоставить гостевой доступ и он будет видеть, как меняется трафик или финансовые показатели практически в режиме реального времени.
Если хотите разобраться в возможностях сервиса и создавать красивые дашборды для себя или клиентов — выделите время на изучение Google Looker Studio. При желании можно выгружать данные из любых сервисов, импортировать их в сервис Google и обновлять в real-time.
Looker Studio отлично строит отчёты по маркетинговым и SEO-показателям на основе данных из внешних источников. Интерфейс позволяет быстро добавлять или удалять виджеты, редактировать их и менять формат отображения.
Но создание полноценного отчёта по SEO с нуля может затянуться надолго, поэтому лучше воспользоваться готовыми шаблонами.
В свободном доступе много примеров отчётов по SEO продвижению, но обычно их можно использовать в качестве базы для создания уникального документа под конкретный проект.
Шаблоны могут использовать не только оптимизаторы, но и бизнесмены. К примеру, можно собрать дашборд по активности пользователей и привлекать рекламодателей.
Или PPC-специалист может выгрузить на лист Looker Studio данные о результативности кампаний в сетях контекстной рекламы. Вариантов применения сервиса дашбордов от Google много.
В зарубежном сегменте интернета есть подборки крутых шаблонов под SEO, которые можно использовать под свои задачи. Ознакомьтесь со списками из Sheets for Marketers и Looker Studio Templates, чтобы выбрать интересные образцы. Любой пользователь может сделать копию шаблона и сохранить его в личном кабинете Looker Studio, а потом отредактировать до получения нужного результата.
На закуску подготовили советы по созданию хорошего отчёта:
Интерактивные шаблоны из Looker Studio выглядят круто, но в большинстве случаев клиенты получают SEO report в формате PDF и магия динамических графиков исчезает.
Пишите в комментариях какие инструменты используете для создания отчётов и как часто подрядчики присылают вам документы, которые невозможно читать без скепсиса 🤔?